В современных условиях, когда дети должны хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных учреждений, проблема подготовки детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни становится одной из главных задач Мариинско-Посадского технологического техникума. Детям-сиротам, завершившим определённый этап жизни в государственном учреждении интернатного типа (а у нас учатся дети почти со всех интернатов республики) нужно найти свой дальнейший жизненный путь, причём ответственность за выбор ложится на их же плечи.
К сожалению, выпускаясь из детского дома, зачастую дети-сироты не умеют вести хозяйство, готовить еду, содержать семью. У них нет положительного опыта общения в семье, хотя у многих из них существуют родители, которым они просто не нужны. Наша главная задача – помочь им приспособиться к жизни, научить обрести почву под ногами. В этот сложный период без поддержки педагогов, мастеров, психолога, социального педагога трудно решить эту задачу.
Являясь классным руководителем 42 группы (профессия «Столяр строительный»), скомплектованной из обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, признаю, что изменения, происходящие в их жизни, требуют не только пополнения знаний, но и также приспособления к новым жизненным условиям, нормам, ценностям, установкам, традициям, в которых находятся воспитанники, обучаясь в техникуме.
Ребята этой группы, пришедшие на обучение в новом учебном году, живо откликаются на просьбы педагогов сделать то или иное дело, активно принимают участие в жизни техникума. Недавно был проведён кросс среди студентов техникума «Золотая осень», где наша группа приняла активное участие и заняла призовые места: 2 место - Денис Тихонов; 3 место - Георгий Рузавин. Остальные ребята группы были активными болельщиками. Валентин Николаев занял 3 место в IV открытом турнире по гиревому спорту на Кубок Председателя Государственного Совета Чувашской Республики, мастера спорта России Ю. Попова в весовой категории свыше 78 кг.
Таким образом, обучая ребят, мастера производственного обучения и преподаватели стремятся увидеть профессиональные склонности обучающихся, поддержать их, сориентировать на любой труд как общественно значимый, на ответственное отношение к результатам своего труда. Ведь профессиональное совершенствование – это самый важный шаг в жизни детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на то, что зачастую во взрослой жизни дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от других чрезмерной критичностью, неблагодарностью, педагоги делают все, чтобы за годы обучения в техникуме они менялись во взглядах, убеждениях, чтобы их воспитанников не мучило чувство тревожности, страха перед настоящей взрослой жизнью. Сколько слов поддержки, сколько тепла, такта должно храниться в сердцах педагогов.
А. НИКОЛАЕВА.