В первую субботу сентября во всех учебных заведениях начинается новый учебный год. Для Мариинско-Посадского технологического техникума Минобразования Чувашии, созданного в результате слияния двух старейших профессиональных училищ нашего города, этот учебный год является юбилейным: пятый год он открывает свои двери для студентов. Сегодня технологический техникум - это кузница кадров по 7 востребованным на рынке труда профессиям и 2 специальностям. Об успехах педагогического и студенческого коллективов читатели не раз узнавали из газеты «Наше слово». Отрадно отметить, что коллектив идет в ногу со временем, внедряет инновации в подготовку специалистов. О сегодняшнем дне и перспективах развития профессионального образования нам рассказывает директор Николай Петрович НИКОЛАЕВ.
- Николай Петрович, буквально два месяца назад прозвенел последний звонок, и с техникумом попрощались молодые специалисты. Как обстоят дела с их трудоустройством?
- Ушедший в историю 2017-2018 учебный год для нашего техникума был успешным и плодотворным. Усилиями инженерно-педагогического коллектива удалось в целом решить те задачи, которые ставились на учебный год. Выполнены контрольные цифры приема на обучение. При плане приема 270 принято 270 студентов. Выполнен план подготовки и выпуска квалифицированных рабочих кадров, 233 выпускника получили документы об окончании техникума. Начата подготовка кадров по профессиям и специальностям, входящим в число 50 наиболее востребованных у работодателей. Большая работа проделана по дальнейшему развитию материально-технической базы. В течение учебного года многие студенты стали победителями и призерами различных международных, региональных и районных конкурсов и олимпиад. Самое главное - выпускники получили качественные знания, умения и навыки по выбранным ими профессиям, что позволит конкурировать на рынке труда, а 9 выпускников завершили обучение с отличием. Около 70% выпускников трудоустроены.
- Приближается новый учебный год и подходит к концу работа приемных комиссий. Как идут дела по набору новых студентов?
- 1 сентября начинается новый, пятый по счету, учебный год в истории техникума. По итогам конкурса, проведенного учредителем, план приема на этот учебный год составляет 270 студентов. Прием продолжается по специальностям: «Технология деревообработки», «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», а также по профессиям: «Повар, кондитер», «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», «Изготовитель художественных изделий из дерева», «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ».
- Как бы Вы ответили абитуриенту: почему нужно выбрать для обучения именно Мариинско-Посадский технологический техникум?
- Абитуриент четко должен понимать, что на рынке труда сегодня жесткая конкуренция. Работодатель предъявляет повышенные требования не только к квалификации рабочих кадров и специалистов, но и к положительной мотивации к производительному труду, чувству ответственности и дисциплинированности, владению наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками информационной и экономической культурой, способствующей в будущем адаптации на рынке труда. Формирование этих качеств возможно только при наличии у образовательной организации двух факторов: инженерно-педагогических кадров и материально-технической базы обучения и воспитания. Из 45 педагогических работников 76% с высшим образованием, 74% имеют квалификационные категории, 15 работников имеют государственные и отраслевые награды. Материально-техническая база включает: 2 учебных корпуса, общежитие, 24 учебных кабинета, 2 лаборатории, 6 мастерских, площадку для обучения вождению с эстакадой, автодром, 15 тракторов, 22 автомобиля, 3 зерноуборочных комбайна, 52 единицы деревообрабатывающего оборудования, 20 единиц швейного оборудования. Материально-техническая база постоянно совершенствуется.
- Николай Петрович, как организована в техникуме воспитательная работа и студенческое самоуправление?
- Воспитательный процесс в техникуме осуществляется в соответствии с перспективным планом воспитательной работы, который является составной частью плана работы на год. Воспитательная деятельность осуществляется через творческий союз преподавателей, студентов, методическое объединение классных руководителей, Совет студенческого самоуправления, Совет по профилактике правонарушений, спортивные секции, кружки, библиотеку. Большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни. В техникуме продолжает действовать Программа здоровьесберегающего пространства, она реализуется по следующим направлениям: ЗОЖ, психологическое здоровье, профилактика асоциального поведения, досуг студентов. Педколлектив принимает активное участие в работе по пропаганде здорового образа жизни и правовых знаний среди несовершеннолетних и учащейся молодежи в период проведения республиканских целевых акций «Молодежь за здоровый образ жизни» и «Сообщи, где торгуют смертью». Студенческое самоуправление техникума является одной из форм самоуправления и создано с целью обеспечения реализации прав студентов на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности обучающихся, развития их социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив. В техникуме функционируют два органа самоуправления – студенческое самоуправление техникума, студенческое самоуправление общежития. В течение учебного года было проведено 4 заседания студенческого совета, конференция студентов техникума, 7 собраний жильцов общежития. С учетом интересов студентов выстроена система внеурочной работы, цель которой – всестороннее развитие обучающихся через занятия в кружках по интересам, спортивных секциях. Материально-техническая база техникума позволяет эффективно осуществлять внеурочную работу. Имеются помещения для организации работы творческих объединений и кружков, актовый зал, помещения для работы спортивных секций и полный комплект технического оборудования для организации и проведения различных мероприятий и программ.
- Где студенты техникума проходят производственную практику?
- Успешность деятельности техникума связана с наличием глубоких и прочных связей с внешней средой. Основными социальными партнерами техникума, где студенты проходят производственную практику, являются ведущие предприятия нашего района (ООО «Нам ЭКО», КФХ Тагеева) и города Мариинский Посад (ООО «Посад», ООО «Уют», ООО «Хлебокомбинат «Марпосадский»), а также предприятия Козловского, Цивильского, Урмарского, Чебоксарского районов, АУ «ФОЦ «Белые камни». Заключены договора о сотрудничестве по подготовке квалифицированных кадров агропромышленного комплекса Чувашии (с аграрно-технологическим техникумом г. Цивильска и ЧГСХА г. Чебоксары), но работа по сотрудничеству с данными учебными заведениями пока еще на низком уровне. Наиболее распространёнными формами сотрудничества с работодателями, используемыми в образовательном учреждении, являются: организация производственной практики на базе предприятий, организаций; участие представителей предприятий в государственной (итоговой) аттестации в качестве председателей; участие в разработке и рецензировании рабочих учебных программ по профессиональной подготовке; осуществление на договорной основе подготовки и переподготовки персонала предприятий и организаций; реализация целевой подготовки рабочих; помощь в развитии материально-технической базы техникума. Социальные партнеры предоставляют рабочие места на производственную практику с учетом того, что по окончании техникума выпускники могли бы остаться на постоянную работу. Проблема, которая тормозит развитие социального парт-нерства, состоит в том, что в настоящее время в районе нет сильного инновационного предприятия АПК, которое являлось бы базовым предприятием для техникума. -Николай Петрович, расскажите, пожалуйста, об учебном хозяйстве, которое имеется при техникуме. - Учебное хозяйство расположено на общей площади 214 га, из них 208 га - пашня. Из всех учреждений среднего профессионального образования Чувашской Республики у нас самое крупное учебное хозяйство. На базе учхоза студенты, обучающиеся по специальности «Механизация сельского хозяйства» и по профессиям «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», проходят производственную практику. При активном участии студентов мы возделываем зерновые культуры: пшеницу, рожь, ячмень.
- Как часто происходит обновление материально-технической базы техникума и за счет каких средств?
Планируется ли обновление автопарка? - Я уже говорил, что техникум имеет сильную материально-техническую базу обучения и воспитания, которая постоянно обновляется. На капитальный ремонт зданий и сооружений мы в этом году получили 4 миллиона 267 тыс. рублей, что позволяет отремонтировать здание учебно-производственных мастерских и спортивный зал второго учебного корпуса. Также нами получены новый автомобиль на сумму почти 2 миллиона рублей и новые учебники на сумму 1 миллион 200 тыс. рублей. Но в то же время этого недостаточно. Нас особо тревожит состояние машинно-тракторного парка, который изношен физически и морально устарел.Учитывая то, что основным направлением работы техникума является подготовка кадров для агропромышленного комплекса Чувашской Республики, нами разработана Программа развития техникума до 2023 года и оформлена заявка на приобретение 18 единиц техники, в т.ч. зерноуборочного комбайна, трактора, картофелеуборочного комбайна и другого прицепного и навесного оборудования на сумму более 20 миллионов рублей за счет республиканского бюджета.
- Каковы перспективы развития техникума?
- Перспективы развития техникума связаны с вниманием общества к системе профессионального образования в целом. Без кадров национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации не могут быть осуществлены.
Перспективы развития техникума связываю с обеспечением качества образования, обновлением содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним; увеличением доли реализуемых образовательных программ по профессиям и специальностям ТОП-50; модернизацией материально-технической базы техникума в соответствии с современными требованиями; развитием различных форм государственно-частного партнерства и механизмов участия работодателей в подготовке конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов.
- Николай Петрович, спасибо Вам за содержательное интервью.
Н.КОЛЕСНИКОВА.